вторник, 20 сентября 2016 г.

Amazing Greece

Конечно, отдыхая в курортном отеле типа Sani, можно вообще не выезжать за его пределы. Но мы туристы прожжённые, до впечатлений очень жадные:) Находясь на материковой части Греции, нельзя не посмотреть такое чудо природы как Метéоры (ударение на второй слог и читается больше как Э).
Как говорят гиды, это визитная карточка северной Греции и Пиерии. Этим горам (скалам) около 4 млн лет, и, по мнению геологов, раньше они были руслом древней реки.
Это объясняет, почему скалы такие гладкие, они ювелирно были выточены водой, а не выросли в результате движения тектонических плит из земли, как, например, горы Олимпа.
Но на этом чудеса не заканчиваются. В средние века здесь появились монастыри. Сама идея монастыря предполагает отшельничество и аскетичный образ жизни. А что может быть аскетичнее кельи, выбитой в скале вручную, без всяких условий, добраться до которой можно только альпинистским способом? Конечно, это весьма опасно, и одному монаху в таких условиях продержаться довольно сложно (хотя в том и смысл посланных Богом испытаний). Но постепенно они начинают сбиваться в группы и совместными усилиями строить монастыри на вершинах скал. Поначалу монастырей было 24, на сегодняшний день осталось 7, из которых только 6 действующих. Один из самых крупных — монастырь Варлаама или всех святых (не путать с островом Валаам).
Это сейчас мы комфортно можем добраться до него по ступеням:
И дорожки вымощены брусчаткой:
Это было сделано относительно недавно, в 1960-Х годах. А до этого с момента основания в 1542 году монахи поднимались сюда по веревочной лестнице, и, если веревка обрывалась вместе с монахом, падающим вниз... значит на то воля Божья. Сейчас монахи, проживающие там, имеют все условия: электричество, водопровод и даже интернет. А раньше для того, чтобы, к примеру, обеспечить себя водой, они собирали дождевую воду вот в такие бочки:
Фотографировать внутри монастыря нельзя, там красивые фрески, повествующие о событиях из Библии, алтарная часть из золоченого дерева и мощи святых Нектария и Феофана, основателей монастыря. Много информации об истории можно найти в интернете, поэтому в своей заметке я остановлюсь на интересных моментах, о которых в Википедии не прочитаешь. Проходясь по монастырю, основное внимание туриста приковано к фрескам, они, действительно великолепны, но, опустив голову вниз, я заметила, что на одной из плит на полу нарисована звезда Давида✡. Думаю, все знают, что это символ иудейской религии, а собор, в котором мы находимся, православный. Спрашиваю у гида, что это значит? Ответ был таков: несмотря на то, что православие считает любую иную религию (включая католическое христианство) неправильной, о чем свидетельствует одна из фресок здесь же, на которой всех представителей других конфессий и безбожников поглощает гиенна огненная, эта плитка со звездой Давида относит нас к Ветхому Завету, таким образом, монахи, строившие собор, отдают дань тому, откуда религия берет своё начало. Иными словами, Бог для всех един. Возможно, другой гид расскажет вам другую историю, но лично мне этот ответ очень понравился. Я сама считаю, что Бог для всех нас един и неважно, какую религию каждый в отдельности исповедует.
Теперь, что касается фресок. Основатели монастыря Нектарий и Феофан изображены по левую и правую руку у входа в алтарную часть. Интересно, что изображение Феофана делалось посмертно и соответствует всем канонам изображений святых:
Фото из Википедии. Умиротворенное лицо, прорисованные черты лица и нимб. Изображение Нектария же делалось при жизни, к сожалению, его нет в интернете, и я тоже запрет не нарушала и его не фотографировала. Но оно, действительно, отличается, сделано будто в движении, черты немного смазаны и отсутствует нимб. Нимб — атрибут умершего образа, того, кого уже нет на этой земле. Лично я об этом не знала. Теперь для меня под запретом все эти смайлики 😇👼🏼 А как любят их ставить в комментариях, особенно применительно к детям, ужас! Вот уж правда: век живи — век учись.
Посещением монастырей экскурсия не ограничивается. Также мы посетили милый городок Калампака (или Каламбака) у подножия гор. Он был основан в 907 году, очень маленький и уютный, здесь много семейных таверн с традиционной греческой кухней:
Из того, что стоит попробовать: мусака (запеканка чем-то похожая на лазанью), наваристый суп из говядины с овощами (очень знакомая мне шурпа) и рагу из овощей. Ну и, конечно, традиционно для гор, здесь делают отменный шашлык из баранины! Когда я попросили french fries для ребёнка, на меня сначала посмотрели с таким негодованием, что я готова была извиниться, но потом все-таки слелали:) Хотя, в принципе, это было лишним, порции были просто огромными, а суп и рагу пришлись моему сыну по вкусу. Ещё по пути мы проехали горы Олимпа:
По древне-греческой мифологии именно на этих горах восседали боги Зевс, Гера, Афина, Артемида, Апполлон, Арес и др. Сейчас там находится смотровая площадка с красивым видом на окрестности Фессалии и Македонии.
Кстати, по поводу путешествия с детьми, многие родители в нашем отеле были удивлены, что я решилась на такую длительную экскурсию с ребёнком такого возраста (2,9). Дорога туда заняла около 4 часов, обратно 3,5. Мы выехали в 9 утра, а вернулись в 8 вечера (итого 11 часов). Но для нас это уже не первый раз, в прошлом году мы посмотрели с ним почти весь Кипр, ребёнок переносит дорогу очень хорошо, и мы, конечно, берём индивидуальную машину для нашей семьи (туристический автобус на 50 мест, насколько я знаю, выезжает в 5 утра). В дороге можно делать остановки по необходимости, где-то сократить рассказ, не останавливаться в ненужных лавках, подстраиваться под режим ребёнка (например, он спал по дороге обратно), поэтому все прошло гладко. Так что на отдыхе с ребёнком не стоит отказывать себе в экскурсиях, ведь узнавать что-то новое всегда полезно и для вас, и для него.

P.S. Ещё один интересный факт про Метеоры:) в школе я очень любила творчество группы Linkin Park и буквально заслушала "до дыр" их диск "Meteora":
Как думаете, откуда у альбома появилось такое название?;) Когда группа была в Греции, и их привезли на Метеоры, зрелище настолько впечатлило их, что они создали одноименный альбом в 2003 году.